Иджтихад в переводе с арабского языка означает «усердие в вынесении личного суждения», «знание и умение решать богословско-правовые вопросы, опираясь на ислам, поддерживая его и учитывая изменяющиеся условия жизни в мусульманской общине». Поистине, это один из самых важных моментов для понимания эволюции ислама.Сунниты полагают (в разделе, посвященном шиитам, мы увидели, что шииты считают совсем по-другому), что «врата иджтихада закрылись» в XII веке. Именно к этому моменту времени главные богословыпришли к единодушному мнению, что все спорные моменты решены и что не остается ничего, кроме как следовать исламу, руководствуясь Кораном и Сунной (хадисы Пророка), а также прибегая к толкованиям правовых школ, возникших в XII веке. Так, например, омеййад- ский халиф 'Умар ибн 'Абд ал-'Азиз сказал: «Никто не имеет права выносить самостоятельного решения по вопросам, ответы на которые содержатся в Коране; личное суждение халифа может касаться только тех момен-тов, которые не описаны в Коране и не упоминаются в Сунне Пророка; никто не имеет права выносить самостоятельного решения по вопросам, ответы на которые содержатся в Сунне Пророка»1. Как подчеркнул автор, это примыкает к носящей условный характер коранической системе правосудия. На самом деле в мусульманском мире параллельно сосуществуют две системы правосудия: правосудие, основанное на шариате и отправляемое кади, и система гражданского правосудия, базирующаяся на обычаях, исполнительной власти или кодексах законов.Активная деятельность муджтахидовЕсли «врата иджтихада» и были закрыты в XII веке, то до этого все было совсем по-другому. На протяжении первых трех веков мусуль-манской эры (то есть с VII по X век) иджтихад очень широко практиковался, и каждый ученый, каждый мыслитель мог выносить свое личное решение правовых вопросов. И только с течением времени ученые (единственной пищей для ума которых остались лишь Коран и Сунна) осознали, что все основные вопросы решены и что безрассуд-ным стало со стороны кого-нибудь претендовать на обладание знаниями, достаточными для привнесения новой точки зрения, нового теоретического обоснования ислама. Все вместе они пришли к выводу, что «врата иджтихада закрылись». Правоведы поэтому стали постепенно от иджтихада (личное суждение) переходить к таклиду (подражание). Так мусульманское право, которое было гибким и открытым, застыло в своей незыблемой косности.Полемика

·Сегодня в связи с новыми тенденциями в исламе и изменениями условий жизни человека некоторые ученые и мыслители считают, что необходимо вновь «открыть врата иджтихада». Разумеется, они приводят множество доводов в пользу этого, и зачастую с ними вы-нуждены соглашаться даже самые правоверные юристы. Так,например, несмотря на то что Коран вполне допускает рабство, абсолютно ясно, что сегодня ни один нормальный мусульманин не может руководствоваться таким предписанием Корана в данном воп-росе, как руководствовались им мусульмане XII века. Без сомнения, когда речь заходит о рабстве, в глаза бросается огромное количество других частных и общих вопросов, перед которыми сама проблема рабства кажется ничтожной. Да и простой анализ показывает: то, что является серьезной проблемой для одного, отнюдь не является тако-вой для другого.•Для шиитов «врата иджтихада» не являются закрытыми, что по-своему попытался доказать имам Хомейни, Кроме того, шиитские муджтахиды в некоторых своих решениях выражают мнение «скрытого» имама.•Некоторые историки не считают, что «закрытие врат иджтихада» явилось ущербом для ислама.•В мусульманском мире очень рано пришли к осознанию этой проблемы и стали переписывать и комментировать сочинения предшественников, богословский авторитет которых считался незыблемым, то есть стали практиковать то, что называют таклидом (подражание, следование авторитету муджтахида в разработках частных вопросов фикха). Представители нескольких богословско- правовых школ, среди которых были захириты, посчитали, что слепо следовать авторитету какого-то бы ни было человека, кроме Пророка, нельзя, и объявили таклид незаконным, не выступая при этом и за ид- жтихад. Захириты считали, что необходимо опираться исклю-чительно на внешнее (захир), буквальное понимание Корана и Сунны (следовательно, они явились в некотором роде предшественниками исламистских движений, которые стали пропагандировать возвраще-ние к истокам ислама, не уточняя при этом, что они имеют в виду под «истоками»),•Суфии (мусульманские мистики) также полагают, что источником права является иджтихад, а не таклид.

 

Яндекс.Метрика
Сделать бесплатный сайт с uCoz