Колодец Замзам: спасение Исмаила от смертиДля всех народов, но главным образом для кочевых, источники воды являются наиболее важными местами встреч. Так же дело обстояло и в доисламской Аравии, где источники воды имели особый статус и являлись объектами паломничества. Именно с историей Замзама сегодня связано паломничество в Мекку. С этим колодцем связаны воспоминания об Адаме, Ибрахиме (Аврааме) и Ис- маиле. Легенда гласит, что деду Мухаммада было поручено поить водой из Замзама паломников, прибывающих в Мекку. В традиционном исламесчитается, что вода Замзама является «тем, для чего ее пьют», то есть средством от любых болезней и невзгод. Бег между двумя священными холмами Сафа и Марва (недалеко от Мекки), который совершает каждый верующий во время хаджжа (см. с. 1 44), восходит к бегу, который совершала Хаджар (Агарь), супруга или наложница Ибрахима (Авраама), в поисках воды для их сына Исмаила. Ради спасения ребенка ангел Джибрил разверз землю, откуда забил источник. Так вода Замзама спасла Исмаила. Понятно, почему этот колодец стал священным, а омовение его водой и испитие ее стало важным элементом хаджжа.В обществе с устной традицией рассказчик занимает важное положение. Именно он передает информацию, насущную для клана и племени. Так, до того, как Коран был окончательно записан, он существовал в форме текста, предназначенного для заучивания наизусть и читаемого вначале только небольшой группе верующихИудеи и христиане в доисламском обществеИудеи и христиане населяли часть региона Хиджаз. Иудеи, главным образом оседлые, проживали в оазисах, а также городах, таких как Иасриб (Медина), где они занимались торговлей. В отличие от язычников-курайшитов, иудеи, как и христиане, были монотеистами. Они верили в единого и единственного Бога, который через Моисея, а впоследствии через Иисуса ниспослал Свои предписания в виде Писания (китаб). Как и полагается, без сомнения, оседлым народам, иудеи организовали отправление своего культа в определенных местах — синагогах, которые не могли не произвести впечатления на арабов.Если среди иудеев не было ни одного кочевого племени, то у христиан дело обстояло иначе. Христианство было широко распространено среди кочевников, более того, бродячая жизнь в пустыне была обычным явлением для анахоретов — христианских монахов или отшельников. Мусульманеимели множество контактов с такими отшельниками, о которых в Коране говорится с уважением (5:85, 24:35, 57:27).Тем не менее стоит заметить, что религия таких христиан — отшельников, людей свободных или рабов — расценивалась как еретическая. Они на самом деле принадлежали к той или иной христианской секте первых веков (евионизм, несторианство, христиане Абиссинии и т. д.). Мухаммед верил, что рано или поздно иудеи, как и христиане, примут ислам — последнюю из монотеистических религий. Стоит отметить также, что в Аравии были и сабеи — последователи Иоанна Крестителя (см. раздел, посвященный зиммиям).Аяты КоранаВот Мы сделали Дом (Каабу) пристанищем для людей и безопасным местом. Сделайте же место Ибрахима (Авраама) местом моления. Мы повелели Ибрахиму (Аврааму) и Исмаилу (Измаилу) очистить Мой Дом (Каабу) для совершающих обход, пребывающих, кланяющихся и падающих ниц. (2:125)

Яндекс.Метрика
Сделать бесплатный сайт с uCoz