В христианском богословии Параклет — это Святой Дух. Точного определения этого термина не существует, но наиболее часто его переводят как «заступник», «помощник», «утешитель» и т. д. Впервые этот термин (parakletos) употребляет святой Иоанн в пяти примечаниях к Новому Завету. Уже при поверхностном прочтении Евангелия от святого Иоанна (14:16, 14:26, 15:26, 16:7-11, 16:13) Параклета можно представить себе в виде «некоего человека», дара конца света, который оповестит о его наступлении и осуществит то, что предсказал Христос. Подобный онтологический подход к представлению Святого Духа, как ожидающего конца света, создает некоторые трудности в монотеистическом христианстве. Оставив в стороне очень сложные детали, вспомним православную теорию о Филиокве (Святой Дух исходит от одного только Отца; в то же время католики считают, что он исходит от Отца и Сына), а также связь между Святым Духом и пасхальной мистерией или очень интересный вопрос об участии Святого Духа в евхаристической эпиклезе (призывание Святого Духа сойти на хлеб и вино во время евхаристического освящения). Так, становится понятным, что различные движения, которые разрабатыва-ли свое особое понимание Святого Духа, тут же расценивались официальной Церковью как раскольничьи. В контексте ожидания загробной жизни в первые века многие христианские пророки (Монтан, например, один из основателей монтанизма, христианской общины IIвека) называли себя Параклетом. Неудивительно поэтому, что современники Мухаммада, знакомые с христианскими источниками, могли также представить, что его приход был уже заранее описан в Новом Завете. Все в свете зарождающегося ислама благоприятствовало этой интерпретации.ХиджраТак называется время, когда некоторые из сподвижников Пророка бежали в Эфиопию, где были радушно приняты местным населением, по большей части своей, христианским. Мухаммад, богатый торговец, не был еще почитаемым пророком, он не был еще даже главой своего клана. После смерти его покровителя новым лидером клана стал дядя Пророка, по имени Абу Лахаб, который очень плохо относился к Мухаммаду (он даже хотел его убить), так как считал, что намерение последнего разрушить всех идолов Каабы очень плохо отразится на сфере торговли. Перед лицом опасности Мухаммад встретился с жи-телями соседнего оазиса Йасриб (примерно в 350 км от Мекки). Именно этот город впоследствии станет Мединой («городом Пророка»), Жители будущей Медины согласились принять Мухаммада при условии, что он выступит в роли посредника между двумя арабски-ми племенами и несколькими иудейскими. Мухаммад принял это условие и в сопровождении своего сподвижника Абу Бакра в 622 г. в возрасте более 50 лет покинул Мекку, чтобы переселиться в Йасриб.Именно от даты этого переселения, хиджры, и начинается мусуль-манская эра, мусульманское летосчисление. Напомним, что заключалось оно в «бегстве» давно уже немолодого человека (в VII веке возраст 52 года считался пожилым), который лишился всего, но в своей беде не остался один: за ним последовали семьи многих его преданных друзей. Первые сторонники Мухаммада навсегда остались в истории ислама. Их назвали мухаджирун.

Яндекс.Метрика
Сделать бесплатный сайт с uCoz