У слова калам есть три значения. Калам Аллах — «Слово Божье», то есть Коран. Каламом называют тростниковое перо, которым пишет арабский каллиграф. Калам — это рассуждение на религиозную тему, рассуждение над Словом (калам) Божьим. Такое богословское рассуждение, как правило, называется илм ал-калам.Илм ал-каламИлм ал-калам включает в себя спекулятивное богословие, апологетику и ученые споры. Это богословие никогда не пользовалось большим успехом в исламе, так как для мусульман первостепенное значениеимеет толкование закона (фикх), а не рассуждения о Боге, защите мусульманского закона и достоверности высказываний Пророка. Достоверность высказываний Пророка — это само собой разумеющееся. Впрочем, большинство ученых не стремились про-поведовать подобные идеи в немусульманской среде. Несмотря на все это, калам имеет определенное значение в исламе и не последнее влияние на толкование закона (фикх).Для мусульманских ученых калам — это «наука, которая позволяет человеку разобраться во всех догматах и деяниях, предписанных За-конодателем, и опровергнуть мнения, которые этим предписаниям противоречат». Для других «калам — это наука, задача которой укрепить религиозные верования, снабдив их доказательствами, и развеять сомнения»1.Первыми практиковать калам в конце VIII века стали мутазилиты, которые стали изучать греческие философские учения2. Мутазилиты были сторонниками рационалистического подхода при решении большей части важных религиозно-философских вопросов. Итак, в то время калам представлял собой спекулятивную дисциплину, дающую догматам ислама толкование, основанное на разуме, причем очень часто через опровержение доводов оппонента. Если мутазилиты первыми стали практиковать калам, с течением времени к нему стали обращаться представители других правовых школ. Единственной школой, которая отказалась от спекулятивного богословия, калама, была весьма ригористичная ханбалитская. Дело в том, что для представителей этого толка было неприемлемо любое рациональное истолкование догматов веры. Более того, ханбалиты полагали, что в дискуссии с оппонентом кроется опасность согласиться с ним и принять один из его тезисов.Основные положения доктрины мутазилитов1.Отрицание не только политеизма и антропоморфизма, но также реальности и извечности Божественных атрибутов (отрицание положения о «сотворенности» Корана).2.Бог может творить только «хорошее». Человек в ответе за все, что он совершает, а Бог за это либо воздает ему, либо наказывает его (свобода человеческой воли).1 Отрицание не только политеизма и антропоморфизма, но также реальности и извечности Божественных атрибутов (отрицание положения о «сотворенности» Корана).2 Основные положения доктрины мутазилитов3.Быть верующим — значит неукоснительно следовать предписаниям Корана.4.Совершивший тяжкий грех выходит из числа верующих, но не становится неверующим и не перестает быть членом общины.5.«Повеление одобряемого» является обязанностью каждого му-сульманина.Мутазилизм, игравший главную роль в толковании закона, был официальной доктриной во времена халифата ал-Мамуна (IX век). Несмотря на то, что мутазилитское богословие сейчас отрицается мусульманскими учеными, одно из самых знаменитых толкований Корана, составленное мутазилитским ученым аз-Замахшари, до сих пор пользуется популярностью и уважением.Позиция Мухаммада всегда была очень понятной:«Нет принуждения в вере!» (Коран, 2:257)Вопросы, которые изучает илм ал-каламОсновные вопросы калама были связаны с природой власти имамата, верой, ответственностью человека за свои поступки, условиями спасения, природой Корана (сотворенный или несотворенный), Божественными атрибутами, грехом и т. д. Описание, даже очень крат-кое, споров между различными течениями в исламе, разумеется, выходит за рамки нашего ознакомительного издания. И, тем не менее, несложно представить, до какой степени дискуссии на тему ответственности человека за свои деяния и людской греховности могли иметь влияние на знакомство с религиозным нравом (фикх) и его применение. Следовательно, связь между каламом и фикхом былаочень важной. В принципе, при достаточно грубом подходе можно сказать, что калам служил для выявления обстоятельств, смягчающих вину преступника.Сооружение комплекса Большой мечети в Кордове (в котором насчитывается тысяча колон) началось со строительства небольшой мечети на этом месте в 961 г. по указу халифа ал-Хакуна II. Вопреки концепции всеобщего равенства в исламе, здесь можно найти место, специально отведенное для халифа (максура). Оправданием, как правило, служит версия, что якобы это было сделано с единственной целью — защитить халифаПолемика

· По Л. Горде1, «проблематика религиозной апологии2 обусловлена ее современностью. Либо эту проблематику породило стремление опро-вергнуть доводы оппонентов <...>, которых давно уже не существует. А между тем, многие животрепещущие вопросы современности остаются без внимания. Получается, апология призвана заставить вновь обратиться к этим темам. <...> Можно надеяться, что однажды появится новый калам, быть может, гораздо сложнее, чем древний, по своей методологии, проблематике, по своим аргументом и возродит интерес к религиозным наукам в мусульманском мире».1 Encyclopedic de l'Islam. Nou- velle edition. Leyde 1993. Brill et Maisonneuve el Larose. Article ilm al-kaldm.2 Апология — защитительная речь или защитительное письмо, сочинение, текст, направленный на защиту чего или кого-либо. Предполаг ается, что объект апологии подвергается внешним нападкам. — Прим. пер.• В противоположность сложившейся ситуации на Западе, в мусульманском мире толкование религии всегда давало толчок нерелигиозной науке. Именно благодаря стремлению к наиболее подробному грамматическому либо синтаксическому анализу Корана — для лучшего понимания Писания — развились арабская филология и литературоведение. Четкие правила наследования, предписанные шариатом, повлекли за собой развитие математики и появление такой науки, как алгебра. Предписания о направлении молитвы и начале поста в месяц рамадан дали толчок развитию астрономии.

 

Яндекс.Метрика
Сделать бесплатный сайт с uCoz