МУСУЛЬМАНСКОЕ ИСКУССТВОИ ИЗОБРАЖЕНИЕХотя его история охватывает не один континент и длится уже около полутора десятка веков, мусульманское искусство — отражение проявления сущности ислама — обладает такой самобытностью и спецификой, что распознать его можно с первого взгляда. Проявившись очень рано в полном расцвете (например, при строительстве Купола Скалы, в Иерусалиме, в 692 г.), мусульманское искусство не знало никакого промежуточного периода в своем развитии и, так же как экстраординарная экспансия ислама, сегодня оно является одной из таинственных загадок этой цивилизации.Можно утверждать, что мусульманское искусство берет свое начало в трех культурах: византийской, сасанидской и аниконистической. Главной отличительной особенностью последней является отсутствие фигурального изображения в искусстве. У православных христиан Византии и сасанидов зороастрийской Персии, главных соседей мусульманской Аравии, была очень богатая и развитая культура, кото-рую ислам и взял за образец, привнеся в нее определенные изменения, происходящие из ограничения на изображение живого. Черты трех вышеупомянутых культур проявились в уникальном искусстве (каллиграфия является наиболее самобытной его частью), о некоторых элементах которого мы собираемся рассказать.Запрет изображенияВопреки широко распространенному мнению, запрет на изображение живого не упоминается в Коране. Зато в многочисленных хадисах Пророка (из которых большую часть считают недостоверными) настойчиво говорится о таком запрете. Все это объясняет, почему в мусульманском мире не существовало четкого и определенного подхода к предмету изображения. Есть две основные причины, по которым в мусульманском мире так щепетильно относятся к изображению: абсолютное превосходство Аллаха над всем сущим и проблема идолопоклонства. По исламу, Бог неопределим понятиями места, размера, цвета и формы, поэтому Его невозможно и нельзя изображать. Запрет на изображение Бога также присутствует в иудаизме, но не в христианстве, поскольку христиане считают, что Бог, явившись в этот мир в человеческом обличье (богоявление),разрешил изображать себя. Идолопоклонство и многобожие (то есть придание Богу сотоварищей — ширк) категорически запрещены в исламе и являются самым страшным грехом.Чтобы в двух словах описать ситуацию с изобразительным искусством в исламе, отметим, что данный запрет распространяется только на изображение живых существ и, в особенности, статуй и идолов. Более того, этот тройственный запрет единогласно признается и чтится во всем мусульманском мире. Что же касается изображения неодушевлен-ных существ, то оно разрешено даже в мечетях. Не стоит забывать при этом, что в зависимости от эпохи и уровня культурного развития изображение живых существ воспринималось по-разному. При всем при том даже самые строгие мусульмане допускают изображения живых существ, если они небольших размеров (например на монете) или если они необходимы для нормального функционирования различных институтов государства (фотографии на документах, удостоверяющих личность). Как мы видим, в исламском мире нет однозначного подхода к проблеме изображения. Отметим и тот факт, что в христианских церквах, превращенных в мечети, изображения живых существ сохранились, если это не могло вызвать никаких нареканий. Более того, вспомним искусство книжной миниатюры в Исламе. То есть если иногда художники позволяли себе отступать от правила, запрещающего изображение, то справедливо отметить, что в местах отправления молитв (например, в мечетях) данное правило всегда строго соблюдалось. В конце концов, на всех персидских и монгольских миниатюрах изображены живые люди. Если не принимать во внимание персидских миниатюристов, то можно с уверенностью сказать, что при отсутствии каких-либо упоминаний в Коране, каса-ющихся вопроса о допустимом предмете изображении, в исламе между богословами и художниками не существовало разногласий.Запрет на изображение в монотеистических религияхВ исламе запрещение на изображение не прописано в Коране, тогда как в иудаизме этот запрет является библейским: «Не делай никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли» (Исх. 20:4). В христианстве изображение было главным вопросом двух Соборов. На первом из них, в Константинополе в 753 г., было принято решение о запрете изображения, но в 843 г. второй Собор отменил его, восстановив обычай поклонения иконам и положив конец иконоборчеству. Затем, но это уже другая история, папа БенедиктXIV представил перечень изображений, утвержденных для каждого члена Святой Троицы.В исламе изображение запрещено, если:

·изображается Бог;•изображается какой-нибудь святой с целью поклоняться этому изображению;•оно является творением какого-либо художника (только Бог является Творцом);•оно создается с целью прославления какого-либо человека;•оно создается с целью поклонения (как, например, иконы в православии).Статуи категорически запрещены в любом случае.Геометрические узоры являются основными элементами мусульманского орнаментального искусства; они прекрасно вписываются в определяющий аниконизм исламаМусульманское искусствоНесмотря на свою разносторонность, разнообразие и уже 15-вековую историю, мусульманское искусство настолько специфично и самобытно, что мы можем узнать его с первого взгляда. И это будет не минарет (которого не было в начале ислама), не мечеть (архитектурный облик которой значительно менялся в зависимости от страны ее мес-тонахождения), не картины (которых в принципе не существует), не скульптура (которая запрещена), не михраб (ниша, указывающая направление на Мекку), не минбар (кафедра в мечети), а только геометрические узоры (арабески) и каллиграфия позволяют с первого взгляда определить, что перед нами произведение мусульманского искусство.Арабески представляют собой исключительно растительный орнамент. Они являются творением сасани- дов, от которых их переняли мусульманские художники, оценив по достоинству их изящество и совершенную красоту. Узорами арабесок являются повторяющиеся рельефные геометрические рисунки. Разные материалы (инкрустация, слоновая кость, мозаика, металл) использовались для создания таких узоров, сложность которых возрастала с течением времени и развитием математики.Каллиграфия с ее буквами разных форм, динамикой расположения на странице,фигуративными рисунками сегодня является широко распространенным искусством в арабских странах. Она обязательно представлена во всех мечетях, стены и колонны которых украшены именем Аллаха или аятами Корана.Хадисы об искусствеРассказывают, что Пророк, увидев на одной из своих жен одеж-ду, украшенную рисунком животного, попросил ее вырезать его. Потом из этого куска ткани была сделана подушка. С тех пор изображение живых существ запрещено на стенах, занавесках и обоях, но разрешено на подушках и коврах. В другом хадисе говорится, что в Судный день Бог потребует от художников оживить их изображения. Поскольку они, естественно, не смогут этого сделать, то будут низвергнуты в ад. Самые набожные мусульмане стараются не изображать Мухаммада (в противном случае его лицо обязательно закрыто вуалью); если они изображают живых существ, они также стараются не показывать их лица.Дополнительная информацияН. et I. Massoudy. ABCdaire de la calligraphic arabe. Flammarion. 2002. 1 20 pages.Gabriel Mandel Khan. L'6criture arabe. Flammarion. 2001. 180 pages.Аяты Корана[Неверные] стали вместо Него поклоняться [другим] богам, которые ничего не создают, но сами сотворены. Даже для самих себя им не подвластны ни вред, ни польза, им не подвластны ни смерть, ни жизнь, ни воскресение. (25:3-4)

 

Яндекс.Метрика
Сделать бесплатный сайт с uCoz