Ислам во ФранцииХотя определить точное число мусульман во Франции трудно (закон запрещает сегодня вычислять статистические данные по этнической или религиозной принадлежности граждан), можно полагать, что численность «мусульман» (данное слово взято в самом широком смысле), проживающих сегодня во Франции, достигает 5 миллионов человек, из которых 3 миллиона французы и 2 миллиона — иностранцы (в основном выходцы из Магриба). Примерно треть всех мусульман Франции проживает в районе Иль-де-Франс.Религиозные обрядыРазумеется, культурная и религиозная ассимиляция способствовала тому, что нынешние мусульмане не следуют слепо ни предписаниям какого бы то ни было братства, ни предписаниям мечети. Впрочем, далеко и не все соблюдают необходимые религиозные обряды. Духовное управление, которое невозможно себе представить в мусульманской стране, во Франции стало постоянной необходимостью. Основанием для этого является стремление к социальной консолидации даже тех мусульман, которые не соблюдают необходимых религиозных обрядов, но принимают участие в религиозных праздниках (как 'Ид ал- кабир) и держат пост в месяц рамадан. Социализация религиозных праздников, впрочем, также ощущается в иудейской и христианской традициях (разве Рождество все еще только христианский праздник?).1 Аниконизм - специальный термин в религоведении, означающий «враждебность к изображениям». Аниконизм на определнных этапах истории был характерен и для христианской церкви, - Прим. ред.Согласно социологическим исследованиям, проведенным в 90-х годах прошлого века, во Франции религиозные обряды, в зависимости от национальной принадлежности, соблюдают от 29 до 65% мусульман. Выходцы из стран Западной Африки занимают первое место в этом списке. Также отметим, что посещаемость мечети по пятницам колеблется между 11 и 34%. Удивительным оказалось то, что пост в месяц рамадан соблюдают от 70 до 84% мусульман. Так что даже «несоблюдающие» держат пост в месяц рамадан, хотя и нерегулярно и с многочисленными нарушениями. Что касается пищевых запретов, то во Франции мусульманину крайне сложно следовать предписаниям ислама в этом вопросе. Приведем лишь один пример. Количество мусульманских мясных лавок халал (то есть те лавки, где продается мясо, разрешенное употреблять в пищу мусульманам) очень сокра-щается, их катастрофически не хватает, а посещение кошерных мясных лавок (разрешено у суннитов) зачастую обходится дорого. Поэтому нет ничего удивительного в том, что 30% мусульман Франции вынуждены употреблять в пищу свинину, которая, кстати, гораздо дешевле говядины.Места отправления культаКак мы знаем, мусульманин, как и иудей, не нуждается в специальном сооружении (как церкви у христиан) для общения с Богом. Тем не менее пятничная молитва является коллективной молитвой, которой предшествует проповедь (хутба). Поэтому нужно место для собрания. На территории Франции существует около 1500 различных мест отправления культа и всего 8 больших мечетей.ХутбаПятница, которая в исламе не является выходным днем и не дает в принципе никакого повода для отдыха, — день коллективной молитвы, совершаемой в мечетях. Молитве всегда предшествует проповедь, тему для которой избирает сам имам. Хутба всегда читается с минбара (кафедра).КладбищаВ принципе, во Франции все кладбища являются светскими. Исключения существуют лишь для иудеев (в Бано), православных христиан (в Сент-Женевьев-де-Буа), мусульман (Бобини). Кладбище французских мусульман Бобини в принципе предназначено для тех, кто умер в больнице для французских мусульман в Бобини. Однако вполне возможно получить разрешение быть там похороненным.Кроме того, с 1 975 г. мэры получили разрешение (но это не является их обязанностью) оставлять на существующих кладбищах специальные участки для мусульман.Представительные органыКак мы уже знаем, суннитский ислам не признает никакой духовной иерархии и системы духовенства как такового. Поэтому возникают трудности с организаци-ей представительного органа мусульман во Франции. Речь идет о давнем законо-проекте, который вновь был принят в 2002 г. министром внутренних дел. Сегодня у мусульман Франции есть свой представительный орган.ПолемикаВ современном светском французском государстве возникает настоящая проблема, когда речь заходит о строительстве и содержании мечетей. Должно ли брать на себя эти расходы французское государство или же позволить властям иностранных государств взять на себя эту обязанность? Выбрать второй вариант - значит, возможно, открыть двери иностранному влиянию. Взять же на себя расходы по строительству и содержанию мечетей - значит отступиться от светской доктрины французского государства.

Яндекс.Метрика
Сделать бесплатный сайт с uCoz