В нашем небольшом издании, посвященном Исламу, речь до сих пор практически не шла об одной из главных проблем современности — термине «исламизм», а также теме экстремизма и фундаментализма. Тем не менее мы не могли не упомянуть это в контексте своего повествования. Ведь все читатели, наверное, очень удивились бы отсутствию внимания к этой теме в книге, посвященной исламу.Как заметила чета Сурделей в «Словаре по истории ислама», под термином «исламизм» «в конце XIX века понимался ислам, как религияи цивилизация одновременно». Сегодня этот термин получил новое, искаженное, значение: «исламистами» называют «непримиримых консерваторов» и воинствующих экстремистов, прикрывающихся исламом.Чего хотят «непримиримые консерваторы»?Мусульман, желающих жить по нормам ислама, называют «непримиримыми мусульманскими консерваторами», «исламистами» или, иногда, «фундаменталистами», разделяя их на разные группы. Не впадая в детальное описание каждой группы, скажем, что всем этим «непримиримым консерваторам» приписывают одно — создание исключительно мусульманских государств. Причем считается, что «фундаменталисты» неукоснительно стремятся воплотить в жизнь следующие принципы:

· неукоснительное соблюдение всех норм мусульманского закона (шариата);•уважительное отношение к женщине, какое содержится в Коране и Сунне;•обязательное для всех уважение к религиозному закону;•свержение правителей, не уважающих божественный закон;•джихад против всех «плохих» мусульман (даже глав государств).Методы «непримиримых консерваторов»Учения, проповедующие возвращение к истокам ислама и «чистому» толкованию Корана, называются салафизмом (от ар. салаф — «предки») или салафийей. Для борьбы с исламскими идеями «непримиримым консерваторам» приписывают использование любых методов, под которыми понимаются, в том числе, и самые жестокие. Самым зрелищным проявлением таких нападок на ислам стала реакция на атаку 11 сентября 2001 г. на Международный торговый центр в деловом районе Нью-Йорка Манхэттене. Эти теракты вызвали незамедлительную реакцию Соединенных Штатов, проявившуюся сначала в войне против мусульманского движения Талибан в Афганистане, затем в оккупации Ирака, который является исламским («исламистским») государством, затем — в постоянном давлении на Исламскую Республику Иран.Ислам и исламистыКакие бы действия ни приписывались мусульманам, нельзя, тем не менее, ставить в один ряд все существующие в мире «арабские»вооруженные движения: некоторые из них являются просто движениями за освобождение от иностранной оккупации. Стоит также помнить, что нет среди существующих сегодня в мире «исламистских» движений таких, которые выступают за ведение открытой войны с Западом (не путать войну с Западом с борьбой против западного вли-яния). Наконец, самое главное - нельзя путать ислам с экстремизмом. Экстремисты, которых современные СМИ исключительно и ошибочно называют «исламистами», являются маргиналами, зачастую не имеющими отношения к исламу, а их ограничительное толкование священных текстов ислама не признается традиционными мусульманскими правоведами. Религиозный экстремизм нужно воспринимать как религиозно-политическое течение. Чтобы представить себе историю развития политического ислама в современности, необходимо сначала вкратце описать движение, которое носит название «Братья-мусульмане», а также дать краткий исторический обзор ваххабитского движения.ФундаментализмФундаментализм, который заключается Е приверженности исходным идеям, принципам, идеалам определенных учений или доктрин, выдвигающих требования преодоления появившихся в ходе их развития извращений, уклонов, ересей и «возвращения к истокам», возрождения ритуалов и обычаев, присутствует во всех религиях (в христианстве он проявляется в существовании различных протестантских движений, а также, но реже, в католических). В исламе фундаментализм присутствовал с самого его возникновения. Так, например, разные «исламистские» течения ведут свое происхождение отставших уже древними течений (среди которых ханбалиты-традици- оналисты Средних веков). Не стоит путать фундаменталистов с экстремистами, даже если разницу между ними едва ли знает обычный обыватель: фундаментализм является религиозным явлением, тогда как экстремизм входит скорее в область политики.Братья-мусульмане«Ассоциация Братьев-мусульман», прочно укоренившаяся в Египте и соседних с ним государствах, является фундаменталистской. Эта Ассоциация была создана в Египте в 1928 г. молодым преподавателем Хасаном ал-Банной. Постулаты «движения Братьев-мусульман» следующие: «Бог - наша цель; Пророк - наш образец; Коран - нашзакон; джихад (подвижничество) — наша жизнь; мученичество (погиб-нуть смертью храбрых) — наш обет».ВаххабизмВаххабизмом называют на Западе фундаменталистское религиозно-политическое движение, возникшее в 1744 г. в Аравии. Началом его послужил союз племенного вождя Мухаммада ибн Сауда и Мухаммада ибн Абд ал-Ваххаба. Официальная идеология Саудовской Аравии чрезмерно строга во всем, что касается соблюдения нравственных принципов, об-раза жизни мужчин и женщин. Саудиты управляют главными городами ислама (Меккой и Мединой), официальный титул короля Саудовской Аравии — «Служитель двух святынь»; смертной казнью карается хранение, употребление и распространение наркотиков, занятие проституцией, за употребление или распространение алкого-ля грозит наказание розгами. Огромные средства, которыми располагает Саудовская Аравия, и ее политическое влияние позволяют многим на Западе приписывать ей финансирование многочисленных чрезвычайно опасных террористических группировок но всему миру (большинство подозреваемых в осуществлении терактов 11 сентября 2001 г. были родом из Саудовской Аравии).Форма и цвет чалмы может указывать на принадлежность человека к тому или иному племени либо на его со-циальный статус. Черную чалму носят потомки ПророкаОбласть применения шариата:•государственное право;•экономическое право (запрет на процентный заем)семейное право (заключение брака, расторжение брака, многоженство);•уголовное право (смертная казнь);•наследственное право (наследование).БратстваМногие «исламистские» организации были созданы по образцу суфийских братств, которые, хотя и состоят из сотен тысяч членов, являются почти тайными. Чтобы власти на местах (в основном, враж-дебно настроенные по отношению к братствам и полутайным организациям) не могли их раскрыть, члены таких братств практикуют (особенно в светской Турции) «благоразумное скрывание своей веры» (такийа), то есть внешнее отречение. Благоразумное скрывание моей веры (вплоть до «объявления вероотступничества»), когда это необходимо, дозволено Кораном (см. аят ниже).Дополнительная информацияA. Sfeir et les Cahiers de I'Orient. Diclionnaire mondial de I'islamisme. Plon. Paris. 2002. 518 pages.Аяты КоранаВоистину, твой Господь прощает и милует тех, кто совершил злодеяние по незнанию, но после этого раскаялся и исправил содеянное. (16:119)

 

Яндекс.Метрика
Сделать бесплатный сайт с uCoz